Тяжелый вездеход КАМАЗ-6355 «Арктика»
КамАЗ-6355 разрабатывался, прежде всего, для добывающих компаний, работающих в условиях Крайнего Севера. Финансирование, осуществляемое Московским политехом, предназначено для удовлетворения потребностей, предъявляемых нефтяниками и газовиками. Среди других потенциальных покупателей машины упомянем о транспортных организациях, фирмах, работающих с железнодорожными и корабельными контейнерами. Разработка кузова соответствует стандартному 20-футовому грузовому модулю.
Для соответствия всему спектру погрузочно-разгрузочных работ «Арктика» оснащена гидравлической краново-манипуляторной установкой 3-тонной грузоподъёмностью. Вездеход оснащен шестиметровым кузовом, что удобно для размещения стандартного 20-футового контейнера, без специального крепления по фитингам. При помощи манипулятора осуществляется снятие запасного колеса, что выполняется одним человеком.
Разработчик предлагает установку на КамАЗ-6355 теплоизолированного жилого дома, предназначенного для комфортного проживания трех человек в течение двух недель. Он оснащен местами для работы, отдыха, приема пищи, миниатюрной кухней, варочной панелью, микроволной печью, раковиной, санузлом, душем, телевизором, холодильников, устройством обогрева и кондиционером.
Электроприборы, расположенные внутри, питаются от бензинового генератора. Жилой модуль является полностью автономным, что насущно для условий Заполярья, когда пурга препятствует какому-либо передвижению или выходу на местность. Также удобство эксплуатации вездехода, находящегося в сложной природно-климатической обстановке, обеспечивается поручнями, площадками, примыкающими к кабине, позволяющими экипажу заниматься осмотром машины, не опускаясь на землю.
По утверждению разработчика, водитель, управляющий «Арктикой», не столкнется с большими проблемами, связанными с запуском двигателя при сильных морозах. Для этого машина оснащена аккумуляторными батареями, обладающими мощным электрическим импульсом для запуска стартера. Арктика также оборудована предпусковым подогревателем мощностью 30 кВт, не позволяющим замерзнуть в поддоне маслу и охлаждающей жидкости.
Особенности «Арктики»
По мнению специалистов, автомобиль достойно подготовлен для эксплуатации в арктических условиях. Для расположения аккумуляторов предусмотрели специальную подогреваемую электрическую сумку. Благодаря дополнительному электрическому конденсатору удастся завести двигатель даже при севшем аккумуляторе. Конденсатор является накопителем электричества, быстро получающим энергию и очень быстро отдающим ее в больших количествах.
В профильных изданиях, специализированных блогах среди недостатков модели упоминается об ее высокой стоимости. Представители завода призывают не спешить с выводами, дождаться окончательных испытаний вездехода. Опытный образец, действительно отличается высокой стоимостью. Но при любой серии, даже мелкой, цена будет уменьшаться. Разработка машины еще не завершена, некоторые комплектующие будут заменены.
Конструкторы ПАО «КамАЗ» планируют укомплектовать машину большим количеством серийных запчастей, что способствует снижению стоимости «Арктики».
Также планируют руководствоваться индивидуальными пожеланиями заказчика. В оснащение вездехода планируется включить недорогие габаритные колеса или пневматические шины низкого давления, способствующие заметному улучшению проходимости по бездорожью. Разработчики сумели обеспечить плавный ход, независимо от типа дорог. Хотя максимальная скорость ограничена 50 км/час, она объясняется тихоходными мостами. В арктической ситуации большей скорости не требуется.
«Арктика» обладает достаточно плавным ходом, соответствующим стандартным дорожным полосам. Большое впечатление остается от размеров машины и шарнирно-сочлененного устройства. Данный механизм предназначен для направления передних колес, являющихся у «Арктики» неповоротными. В машине также расположили огромную мощную гидравлическую систему, складывающую грузовик в разные стороны.
Испытания «Арктики»
На территории Ямало-Ненецкого округа этим летом 2021 года пройдет старт испытаний прототипа тяжёлого отечественного вездехода КамАЗ-6355 («Арктика») с колёсной формулой 8×8. Такое сообщение сделано главным специалистом научно-технического центра ПАО «КамАЗ» Дамиром Файзрахмановым. Уже прошли испытания опытного образца на площадке НТЦ.
КамАЗ-6355 относится к самым грузоподъёмным в России автомобилям в классе машин, созданных для Заполярья. Вездеход предназначен для перевозки от 15-ти до 16-ти тонн грузов от арктического бездорожья до снежных заносов или болот. Сегодня в России пока отсутствует колесная платформа, способная в суровых условиях осуществлять транспортировку грузов свыше 10-ти тонн.
Характеристики
Полная масса КамАЗ-6355 достигает 40-ка т. Снаряжённый вес машины достигает от 24-х до 25-ти т, распределяясь нагрузкой, соответствующей первому, второму и заднему мостам, являющимся новой разработкой камского предприятия. Длина вездехода равна 12 м, ширина – 3,38 м, высота – 3,9 м, величина дорожного просвета – 0,6 м.
«Арктика» оснащена дизельным двигателем нового поколения КамАЗ P6 уровня Евро-5 с 1-ступенчатой системой турбонаддува. Мощность силового агрегата – 450 л. с., максимальная скорость автомобиля – 50 км/ч. По утверждению разработчика, данный показатель является достойным, соответствующим столь габаритной платформе, тем условиям, определенным для выполнения задач.
Среди безусловных достоинств КамАЗ-6355 отмечают наличие высоких характеристик проходимости, независимо от разных типов местности. Вездеход обладает возможностью подъема на 30 градусов, преодоления брода глубиной до 1,8-ми м.
Разработку КамАЗ-6355 осуществляет ПАО «КамАЗ» в содружестве с кафедрой СБ-10 «Колёсные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московским политехническим университетом и с поддержкой Минобразования России. Конструкторы решают задачу, обусловленную созданием для условий Заполярья высокотехнологичного и экологически безопасного тяжёлого вездехода.
Сегодня на камском предприятии завершена сборка двух прототипов. Первый отличается колёсной формулой 6×6, второй – большими габаритами, с восемью парами колёс. Эту модель представили на XIII Международном салоне «Комплексная безопасность», состоявшемся в КВЦ «Патриот» (в подмосковной Кубинке) в середине мая.
Существенным отличием второго автомобиля является набор ключевых узлов и агрегатов. Оснащение восьмиколесной версии вездехода состоит из более мощного шестицилиндрового двигателя, гидромеханической АКП, трёхступенчатых мостов, шин шириной около 1-ого метра и новой кабиной семейства K5, отличающейся повышенным уровнем комфорта.
Специалисты МГТУ им. Н.Э. Баумана изготовили шарнирно-сочлененную раму, элемент машины, предназначенный для соединения звеньев транспортного средства и проезда при полном бездорожье либо на грунтах, имеющих низкую несущую способность. Позитивно отзываются об электронной начинке «Арктики», в частности, о многофункциональной бортовой информационной системе, для отображения технического состояния машины, и встроенном навигаторе.
Салон достаточно просторный, для комфортного отдыха, прослушивания музыки. От мороза спасет обогреватель, регулирующий температуру. Запуск двигателя осуществляется при помощи кнопки.
По мнению почетного полярника России Виктора Боярского, обеспечение современными комфортабельными вездеходами способствует более эффективному освоению бескрайних заполярных пространств. Боярский уверен в необходимости вездеходов подобного класса, особенно при обеспечении легкого запуска двигателей на морозе, соответствии природно-климатическим причудам Арктики.